4.Образец оформления текста
1 Сравнительный анализ конструкции и эксплуатации гидросистем ВС Ил-76ТД и Ил-76ТД-90
1.1 Назначение и основные эксплуатационные данные гидросистем
Гидравлическая система самолета Ил-76ТД [1] . Гидравлическая система на самолете Ил-76ТД предназначена для питания следующих систем (рис. 1):
· уборки и выпуска шасси;
· торможения колес главных ног шасси;
· поворота колес носовой ноги шасси;
· уборки и выпуска предкрылков и закрылков;
· открытия и закрытия входных дверей;
· управления рампой, гермостворкой и створками грузового люка;
· управления хвостовой опорой;
· управления спойлерами и тормозными щитками;
· управления стеклоочистителями.
Рули и элероны, управляемые бустерами, имеют автономные электро-гидравлические станции, не связанные с гидросистемой самолета.
Гидравлическая система самолёта делится на две самостоятельные и независимые друг от друга системы № I и № 2.
Гидросистема № I обеспечивает:
· уборку и выпуск передних главных ног шасси;
· аварийный выпуск задних главных ног шасси и аварийное закрытие их
· створок;
· торможение колес передних главных вог шасси;
· поворот колес носовой ноги шасси;
· уборку и выпуск предкрылков и закрылков;
· управление рампой, гермостворкой и створками грузового люка;
· открытие и закрытие входных дверей;
· управление хвостовой опорой;
· управление внешними спойлерами и внешними тормозными щитками;
· управление стеклоочистителями стекла левого пилота.
Гидросистема 2 обеспечивает:
· уборку и выпуск носовой ноги шасси;
· уборку и выпуск задних главных ног шасси;
· аварийный выпуск передних главных ног шасси и аварийное закрытие их створок;
· торможение колёс задних главных ног шасси;
· поворот колёс носовой ноги шасси;
· уборку и выпуск предкрылков и закрылков;
· управление рампой, гермостворкой и створками грузового люка;
· открытие и закрытие входных дверей;
· управление внутренними спойлерами и внутренними тормозными щитками;
· управление стеклоочистителями стекла правого пилота.
Отличия гидравлической систем самолета Ил-76ТД-90ВД. Гидравлическая система самолёта Ил-76ТД-90ВД также состоит из двух гидросистем с аналогичными потребителями [2]. Дополнительно каждая из гидросистем обеспечивает гидропитанием систему реверсирования двигателей (рис.2).
Из рассмотрения назначений гидросистем I и 2 следует, что на обоих самолётах многие потребители питаются одновременно от обеих гидросистем, получая, примерно, по 0,5 мощности от каждой. Это повышает надёжность их работы, так как при выходе из строя одной из систем потребитель продолжает получать питание от другой системы.
Эксплуатационные данные гидросистем обоих систем одинаковые
1. Рабочая жидкость Амг -10.
2. Рабочее давление в гидросистеме 203 -225 кг/см2.
3. Давление загорания зелёных сигнальных ламп насосов и насосных станций выше 155 – 185 кг/см2.
4. Давление в линии нагнетания спойлеров не ниже 140 -150 кг/см2.
5. Нормальное количество жидкости в каждом баке 16 – 18 л.
6. Давление за гидроприводной насосной станцией 2,5 – 5 кг/см2.
1.2 Конструктивные особенности гидросистемы самолёта Ил-76ТД
Конструктивные особенности гидросистемы самолёта Ил-76ТД рассмотрены согласно Инструкции по технической эксплуатации [1].
Гидросистема самолёта Ил-76ТД имеет следующие конструктивные особенности (рис. 3)
Источниками давления в каждой гидросистеме являются два гидронасоса переменной производительности НП89, установленные на двигателях. Насосы гидросистемы №1 установлены на двигателях 1 и 2 , а гидросистемы № 2 - на двигателях 3 и 4.
Гидронасос НП89 имеет регулятор производительности, который изменяет его производительость в зависимости от давления в системе. При давлении в системе 210 кг/см2 насос переводится на «нулевую» (малую) производительность. Для предохранения гидронасосов от перегрева во время работы с малой производительностью жидкость из линий нагнетания насосов через дроссели, ограничивающие расход, поступает в специальную линию, соединённую с линией слива. В этой линии устанавливается радиатор, обеспечивающий охлаждение жидкости. В случае отказа регулятора производительности насос не переводится на холостой ход и давление в системе увеличивается.
Для предохранения от чрезмерного повышения давления в каждой системе устанавливаются предохранительные клапаны ГА186М, рассчитанные на давление открытия 240 кг/см2.
В линиях всасывания и нагнетания гидронасосов НП89 устанавливаются разъёмные клапаны, позволяющие производить разъединение этих линий без потери жидкости из гидросистемы (при снятии двигателя или гидронасоса).
Для подключения наземной гидроустановки с целью создания давления жидкости в гидросистеме каждая гидросистема имеет бортовые клапаны всасывания и нагнетания.
Для создания давления в гидросистеме на земле при неработающих двигателях и при отсутствии наземной гидроустановки УПГ-300, а также в полёте при отказе двигателей в гидросистемах №1 и №2 имеется по одной насосной станции НС46-2, работающей на переменном токе.
К линиям нагнетания насосов и насосной станции подключены реле давления ГА135Т-00-155, которые позволяют контролировать их работу. При понижении давления в линии нагнетания насоса до величины не менее 155 кг/см2 реле срабатывает и выключает соответствующую данному насосу сигнальную лампу, расположенную на щитке гидросистемы. При повышении давления до величины не более 185 кг/см2 лампа включается (для включения ламп насосов необходимо нажать кнопку «Проверка насосов на двигателях»).
В линии нагнетания каждого насоса устанавливается обратный клапан, пропускающий жидкость под давлением только от насоса и не пропускающий её в обратном направлении. При неработающем насосе давление жидкости от других насосов к нему не подводится.
На пути давления жидкости от насосов к потребителям установлены два фильтра с тонкостью фильтрации 12-16 микрон. Фильтры включены последовательно.
Для поддержания давления в системе и уменьшения величины пульсаций давления к линиям нагнетания обеих гидросистем (между фильтрами) подключается по одному сферическому гидроаккумулятору(на недоработанных самолётах).Азотные полости гидроаккумуляторов заряжаются азотом до давления 75 кг/см2 (при давлении в гидросистеме, равном нулю). Зарядка азотом осуществляется от наземного источника давления. На доработанных самолётах гидроаккумуляторы сняты.
Давление жидкости в гидроаккумуляторах (на недоработанных самолётах) или в трубопроводах за насосами (на доработанных самолётах) контролируется электрическими манометрами МИ-240. Датчики манометров подключены к азотным полостям гидроаккумуляторов или трубопроводу (соответственно с доработкой), а указатели установлены на щитке гидросистемы в кабине пилотов. При давлении в гидросистеме, равном нулю, манометры должны показывать в первом случае -давление азота 75 кг/см2, во втором - 0 кг/см2 .
При открытом кране кольцевания жидкость из одной системы перетекает в другую. На доработанных самолётах кран кольцевания снят. Выравнивание уровней жидкости в гидробаках обеих систем обеспечивается специальным уравнительным трубопроводом, соединяющим гидробаки. На доработанных самолётах кран кольцевания снят.
Предупреждение (для недоработанных самолётов). В ПОЛЕТЕ КРАН КОЛЬЦЕВАНИЯ МОЖНО ОТКРЫВАТЬ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОТКАЗ ОДНОЙ ИЗ СИСТЕМ НЕ ВЫЗВАН НАРУШЕНИЕМ ЕЁ ГЕРМЕТИЧНОСТИ.
С целью обеспечения надёжной работы гидронасосов и насосной станции НС46-2 в их линиях всасывания создается избыточное давление насосной станцией НС51А. Во время работы насосов и потребителей это давление должно находиться в пределах 2,5-5 кГ/см2.
Для создания избыточного давления в линии всасывания используется насосная станция HC5IA, которая состоит из гидромотора, насоса, регулятора оборотов и предохранительного клапана. Производительность насосной станции зависит от величины перепада давления между баком и линией всасывания.
Сеть источников давления каждой части гидросистемы характерна тем, что жидкость, поступающая на слив от потребителей, подводится к сепаратору, а от него в линию всасывания гидронасосов, минуя гмдробак. Такая схема работы позволяет применять гидробаки о малым объемом жидкости в них.
Сепаратор служит для отделения от жидкости воздуха и направления его в гидробак.
В линии слива перед сепаратором устанавливаются два последовательно включенных фильтра 8Д.966.018-2 с тонкостью фильтрации 12-16 микрон.